Предложения по внесению изменений и дополнений в законодательство РБ в области развития малого и среднего предпринимательства

PDFПечатьE-mail

Предложения по внесению изменений и дополнений в законодательство  РБ в области развития малого и среднего предпринимательства

В целях дальнейшего развития и поддержки малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) в РБ необходимо ввести в законодательство РБ общие принципы отношений государственных и муниципальных служащих с субъектами малого и среднего предпринимательства (далее - СМСП).

Анализ взаимоотношений государственных (муниципальных) служащих и представителей СМСП в процессе осуществления последними предпринимательской деятельности, а также опросы СМСП позволили выявить следующие негативные факторы, оказывающие отрицательное влияние на развитие предпринимательской деятельности:

  • встречающиеся в нормативных правовых актах различных уровней противоречия, в большинстве случаев рассматриваются  государственными (муниципальными) служащими, как основание для отказа на обращение СМСП связанное с разрешением такого противоречия;
  • практически повсеместная практика возврата комплекта документов предоставленных СМСП в государственный (муниципальный) орган или организацию - без выдачи письменно оформленного мотивированного отказа на основе проведения полной экспертизы всего комплекта документов, с указанием всех правовых оснований такого отказа (как правило, государственный (муниципальный) служащий обнаружив первое несоответствие в одном из документов возвращает весь комплект заявителю с устными комментариями, не проводя тщательной проверки остальных документов; таким образом, исправив одну погрешность и представив комплект документов вновь, СМСП чаще всего опять получает возврат по одному из последующих несоответствий, и так многократно); при этом, естественно, нарушаются сроки рассмотрения обращений, а СМСП лишаются возможности оспорить такую волокиту в порядке предусмотренном законодательством;
  • сложившаяся практика «увязывания» положительного решения на обращение СМСП (получение согласования, разрешения, визы и т.д.) с оказанием этим СМСП «добровольной» финансовой (в т.ч. благотворительной) или иной помощи государственным (муниципальным) органам и организациям или иным организациям и лицам по указанию государственного (муниципального) служащего;
  • практически полная незаинтересованность в положительной динамике развития малого  и среднего предпринимательства государственных (муниципальных) служащих принимающих (в соответствии с должностными обязанностями) участие в решении вопросов связанных с обращениями СМСП в связи с осуществлением последними предпринимательской деятельности;
  • имеющая место практика необоснованного ограничения дней и часов приема посетителей (в т.ч. СМСП) в государственных (муниципальных) органах и организациях;
  • имеющая место недостаточность, а иногда и недостоверность (устаревшие требования, данные, реквизиты) информации размещаемой в помещениях государственных (муниципальных) органов и организаций, предназначенных для приема посетителей (в т.ч. СМСП).

В целях устранения вышеприведенных негативных факторов предлагается разработать и ввести в действие следующие республиканские нормативно-правовые акты:

  •  Закон РБ «О внесении изменений и дополнений в Закон РБ от 23.06.2000г. №77-3 «О муниципальной службе в РБ» (вводятся общие принципы служебных отношений муниципальных служащих с субъектами малого и среднего предпринимательства в РБ).
  •  Закон РБ «О внесении изменений и дополнений в Закон РБ от 04.02.2003г. №459-3 «О порядке проведения аттестации, квалификационного экзамена и присвоения квалификационных разрядов муниципальным служащим в РБ» (вводятся положения обеспечивающие зависимость оценки профессиональной деятельности муниципального служащего от динамики развития малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования).
  •  Рекомендации по осуществлению государственными и муниципальными служащими должностных обязанностей при работе с обращениями СМСП (утверждается постановлением Правительства Республики Башкортостан).
  •  Положение об упрощенном порядке рассмотрения СМСП государственными (муниципальными) органами и организациями (утверждается постановлением Правительства Республики Башкортостан).

При этом в состав вышеуказанных нормативных правовых актов должны быть введены следующие положения:

1. При решении вопросов, связанных с предоставлением СМСП разрешений (согласований) или с проверкой их деятельности, государственные и муниципальные служащие обязаны руководствоваться следующими принципами:

  •  все неясности и (или) противоречия любого федерального, республиканского или местного нормативного правового акта должны быть истолкованы в пользу СМСП;
  •  в отношении любых действий или намерений СМСП связанных с осуществлением предпринимательской деятельности постоянно действует правило: что не запрещено, то разрешено;
  •  каждое обращение любого субъекта малого предпринимательства и результат его рассмотрения должны в обязательном порядке фиксироваться государственным (муниципальным) служащим в специальном журнале, форма которого разрабатывается утверждается органом государственной (местной) власти, курирующим развитие предпринимательства (указанный журнал должен находиться в каждом государственном (муниципальном) органе и организации);
  •  срок рассмотрения обращения СМСП должен быть сокращен наполовину по сравнению со сроком, установленным нормативными документами для иных лиц;
  •  если результатом рассмотрения обращения СМСП является отказ в любой форме (включая переадресацию обращения в другую инстанцию), такой отказ должен быть представлен СМСП в срок определенный предыдущим абзацем настоящего пункта, только в письменной форме и содержать правовые основания отказа, а также информацию о порядке его обжалования;
  •  при обращении СМСП, государственный (муниципальный) служащий обязан обеспечить рассмотрение такого обращения по принципу «одного окна», осуществляя все необходимые промежуточные действия и согласования в пределах одного государственного (муниципального) органа (или организации) без участия обратившегося СМСП, после чего передать ему полностью оформленный результат рассмотрения в форме, предусмотренной законодательством;
  •  исключить возможность установления зависимости между получением положительного решения на обращение СМСП и оказанием этим СМСП финансовой (благотворительной) или иной помощи любому государственному (муниципальному) органу или организации, либо другой организации или лицу (за исключением случая, когда оказание такой помощи является официально установленным условием конкурса или аукциона) по указанию государственного (муниципального) служащего.

2. При проведении аттестации  государственного (муниципального) служащего, принимающего в соответствии с должностными обязанностями участие в решении вопросов, связанных с обращениями СМСП, для оценки профессиональной деятельности аттестуемого государственного (муниципального) служащего использовать в качестве основных оценочных критериев:

а) положительную и отрицательную динамику изменения следующих показателей:

  •  количество СМСП в данном административно-территориальном образовании (в данной отрасли);
  •  число рабочих мест у СМСП в данном административно - территориальном образовании (в данной отрасли);
  •  размер налоговых и иных поступлений от СМСП в бюджет и внебюджетные фонды данного административно - территориального образования;
  •  количество СМСП обратившихся в течение определенного периода (месяц, квартал, год);
  •  количество отрицательных решений, принятых данным государственным (муниципальным) служащим  по обращениям СМСП;
  •  количество отказов на обращения СМСП, признанных незаконными решением суда или опротестованных прокуратурой;
  •  количество и площадь земельных участков расположенных в данном административно - территориальном образовании, переданных в аренду или в собственность СМСП;
  •  количество и площадь нежилых помещений, расположенных в данном административно-территориальном образовании, как переданных СМСП в долгосрочную (на срок более 15 лет) аренду, так и находящихся в их собственности;

б) разумная обоснованность ограничения дней и часов приема СМСП, точное соблюдение установленного времени приема.

в) достаточность и достоверность информационной насыщенности пространства около помещения, в котором осуществляется прием СМСП (в том числе актуальность и точность воспроизведения нормативной базы, включая нормативные сроки рассмотрения обращения и получения результатов рассмотрения, образцов документов и бланков, банковских и иных реквизитов).» 

 Предложения по внесению изменений и дополнений в Закон Республики Башкортостан «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан

На сегодняшний день основным законодательным актом России в области развития и поддержки МСП является ФЗ №209, а в Республике Башкортостан аналогичный ему Закон РБ № 511.

Закон РБ № 511 неоправданно сокращен по сравнению с ФЗ №209, в частности, в Законе РБ № 511 отсутствуют следующие положения, содержащиеся в ФЗ № 209:

  • Статья 11 «Полномочия органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства»,  которая достаточно подробно такие полномочия определяет;
  • Важная часть пунктов 1,2 и 4, а также подпунктов 2,4,5 пункта 3 статьи 13, определяющая порядок и цели создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства, в том числе положения, касающиеся выдвижения и поддержки предпринимательских инициатив, выработки предпринимательским сообществом рекомендаций органам исполнительной власти РБ и органам местного самоуправления, привлечения граждан, общественных объединений и представителей СМИ к обсуждению вопросов, касающихся реализации права граждан на предпринимательскую деятельность и выработку по данным вопросам рекомендаций;
  • Статья 14 «Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства органами государственной власти и органами местного самоуправления», определяющая порядок и основные условия оказания поддержки СМСП.

Указанные положения являются достаточно важными для обеспечения эффективного развития и поддержки МСП органами исполнительной власти Республики Башкортостан и, что особенно важно, органами местного самоуправления. Эти положения должны быть в установленном порядке включены в Закон РБ № 511, путем внесения в него дополнений и изменений. Предложения по внесению таких дополнений и изменений приведены в разделе 4 настоящей работы.

Сравнение ФЗ № 209 и Закона РБ № 511 позволяет заключить, что федеральный закон более конкретен и в большей степени благоприятствует развитию и поддержки МСП, чем республиканский закон.

Вывод. Закон РБ № 511 требует срочного внесения в него дополнений и изменений, направленных на повышение эффективности мер по содействию развитию и поддержке МСП.

В связи с вышеизложенным предлагается:

1. Дополнить пункт 1 статьи 9 Закона РБ № 511 новым словосочетанием, изложив его в следующей редакции:

 «и осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

2. Включить в Закон РБ №511 новую статью, изложив ее в следующей редакции:

«Полномочия органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства.

К полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе:

1) формирование и осуществление муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;

2) анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований;

3) формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности;

4) содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, и структурных подразделений указанных организаций;

5) образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления.»

3. Статью 11 Закона РБ № 511 изложить в следующей новой редакции:

 «Статья 11. Координационные или совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства.

1. В случае обращения некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, к руководителям органов исполнительной власти Республики Башкортостан или органов местного самоуправления, наделенных отдельными полномочиями по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в пределах их компетенции, с предложением создать при данных органах координационные или совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства руководители данных органов обязаны рассмотреть вопрос о создании таких координационных или совещательных органов. О принятом решении по указанному вопросу руководители органов исполнительной власти  Республики Башкортостан или органов местного самоуправления, в течение месяца в письменной форме уведомляют такие некоммерческие организации.

2. В случае принятия решения о создании координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства при органах исполнительной власти Республики Башкортостан или органах местного самоуправления руководители указанных органов обязаны обеспечить участие представителей некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, в работе координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства в количестве не менее двух третей от общего числа членов указанных координационных или совещательных органов.

3. Координационные или совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства создаются в целях:

1) привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства к выработке и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства;

2) выдвижения и поддержки инициатив, имеющих республиканское значение и направленных на реализацию в Республике Башкортостан государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства;

3) проведения общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Башкортостан, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства;

4) выработки рекомендаций, органам исполнительной власти Республики Башкортостан и органам местного самоуправления при определении приоритетов в области развития малого и среднего предпринимательства;

5) привлечения граждан, общественных объединений и представителей средств массовой информации к обсуждению вопросов, касающихся реализации права граждан на предпринимательскую деятельность, и выработки по данным вопросам рекомендаций.

4. Порядок создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами исполнительной власти Республики Башкортостан и органами местного самоуправления определяется нормативными правовыми актами Республики Башкортостан и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

4. Включить в Закон РБ № 511 новую статью, изложив ее в следующей редакции:

«Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства органами исполнительной власти Республики Башкортостан и органами местного самоуправления

1. Основными принципами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются:

1) заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки;

2) доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих критериям, предусмотренным республиканскими программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, к участию в соответствующих программах;

4) оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции";

5) открытость процедур оказания поддержки.

2. При обращении субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки субъекты малого и среднего предпринимательства должны представить документы, подтверждающие их соответствие условиям, установленным статьей 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и условиям, предусмотренным республиканскими программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

3. Поддержка не может оказываться в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства:

1) являющихся кредитными организациями, страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами;

2) являющихся участниками соглашений о разделе продукции;

3) осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;

4) являющихся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, нерезидентами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

4. Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренная статьей 17 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», не может оказываться субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.

5. В оказании поддержки должно быть отказано в случае, если:

1) не представлены документы, определенные соответствующими республиканскими программами развития малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства, или представлены недостоверные сведения и документы;

2) не выполнены условия оказания поддержки;

3) ранее в отношении заявителя - субъекта малого и среднего предпринимательства было принято решение об оказании аналогичной поддержки и сроки ее оказания не истекли;

4) с момента признания субъекта малого и среднего предпринимательства допустившим нарушение порядка и условий оказания поддержки, в том числе не обеспечившим целевого использования средств поддержки, прошло менее чем три года.

6. Сроки рассмотрения предусмотренных частью 2 настоящей статьи обращений субъектов малого и среднего предпринимательства устанавливаются - соответственно республиканскими программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Каждый субъект малого и среднего предпринимательства должен быть проинформирован о решении, принятом по такому обращению, в течение пяти дней со дня его принятия».

Наш адрес: 450098, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Российская, д. 96, (остановка транспорта “Глумилино” или “Горсовет”)

Наши телефоны: (347) 235-76-56, 235-75-11, 235-76-55, 235-75-36, факс (347) 235-76-55

E-mail: fondajks@mail.ru 

Templates Joomla 1.5