Банкротство по-новому

PDFПечатьE-mail

Банкротство, как механизм оздоровления экономики, давно уже стало одним из основных инструментов регулирования рыночной экономики. Банкротство, безусловно, радикальная мера. Это последняя возможность сохранить ту или иную организацию от полной ее ликвидации путем передачи управления неплатежеспособной организацией от неэффективного собственника – собственнику эффективному.

С другой стороны, банкротство- это цивилизованный правовой способ восстановить (хотя бы частично) имущественные права кредиторов, пострадавшие в результате неплатежеспособности должника.

В России процедура банкротства все еще не отработана в полной мере, что часто вызывает разногласия сторон и конфликты. Мнения по поводу необходимости проведения процедуры банкротства полярны, начиная от таких, как: «банкротство – панацея от большинства бед российской экономики» (возможность обанкротить неплательщиков, сменить неэффективных собственников и оставить только действительно работающие предприятия), и заканчивая такими: «банкротство нужно немедленно запретить, так как этот процесс попросту губит отечественное производство».

В декабре 2002 года вступил в действие Федеральный закон № 127-ФЗ – новая редакция Закона «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон). Это третья попытка российского законодателя упорядочить институт банкротства. Первая редакция закона о банкротстве, появившаяся в 1992 году, практически не работала. Зато редакция 1998 года, действовавшая до самого последнего времени, инициировала целую лавину банкротств, при этом десятки тысяч производств, объектов, технологических комплексов перешли в руки недобросовестных инициаторов банкротств. Появился целый самостоятельный бизнес на банкротствах, некоторые компании даже начали специализироваться на оказании такого рода услуг. Закон позволял искусственно создавать ситуации "невозможности уплаты долга", когда кредитор избегал получать долг, а у должника не было никакой процедурной возможности отдать кредитору его деньги, ведь недобросовестного кредитора интересовал не возврат займа, а возможность завладеть всей  собственностью должника. Это приводило к банкротству не только несостоятельные организации, но и значительное количество экономически стабильных, эффективно действующих организаций (по мнению некоторых аналитиков, заказные банкротства с целью захвата чужой собственности составляли до 30% всех дел о банкротстве).

К недостаткам второй редакции Закона  можно отнести целый ряд проблем, возникших в процессе реализации этой редакции Закона:«О банкротстве»: 

·  Проблема защиты интересов государства в ходе банкротства.

·  Проблема скупки долгов с целью инициирования процедуры банкротства

·  Проблема "собственник - кредитор" – т.е. создание искусственной задолженности между фирмами, принадлежащими одному собственнику с целью ущемления интересов других кредиторов в случае банкротства.

·  Проблемы, возникающие при назначении временного управляющего и проведении первого собрания кредиторов.

·  Проблема незаинтересованности арбитражного управляющего в восстановлении платежеспособности должника.

·  Проблема недостаточности срока внешнего управления для восстановления платежеспособности должника.

·  Проблема профессионализма арбитражных управляющих.

·  Проблема определения действительной стоимости имущества должника при его реализации.

·  Проблема отчуждения должником имущества в преддверии банкротства.

·  Проблема создания искусственной задолженности по заработной плате.

Это далеко не полный перечень проблем, связанных с банкротством. Думается, что и вышеназванные проблемы побудили законодателя разработать новую редакцию Закона. 

В настоящем материале нами будут в самом общем виде кратко рассмотрены основные положения Закона и некоторые проблемы, которые, по нашему мнению, могут возникнуть в процессе его применения.

Теперь о содержании третьей редакции Закона. В связи с принятием новой редакции Закона изменились требования для возбуждения дела о банкротстве. Теперь оно может быть возбуждено арбитражным судом только при условии, если сумма требований к должнику не менее 100 тыс. руб. - для организаций и 10 тыс. руб. - для гражданина. 

Признаки банкротства остались прежними: 

1.      Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам (денежное обязательство – обязанность должника уплатить кредитору определенную сумму по гражданско – правовой сделке и (или) иному предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации основанию) и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

2.      Гражданин считается не способным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.

При определении судом состава и размера денежных обязательств и обязательных платежей необходимо учитывать ряд требований законодательства, а именно: 

  • сумму требований определяют на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, если иное не предусмотрено в Законе; 
  • состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, выраженных в иностранной валюте, определяются в рублях по курсу, установленному Центральным банком РФ, на дату введения каждой процедуры банкротства, следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.

Для определения наличия признаков банкротства должника учитываются:

  • размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги; 
  • суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником;
  • размер задолженности, возникшей вследствие неосновательного обогащения;
  • размер задолженности, возникшей вследствие причинения вреда имуществу кредиторов, за исключением:

-   обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью;

-    обязательств по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору;

-    обязательств по выплате вознаграждения по авторским договорам;

-    обязательств перед учредителями (участниками) должника, вытекающих из такого участия;

  • размер обязательных платежей без учета установленных законодательством РФ штрафов (пеней) и иных финансовых санкций.

Не учитываются при определении наличия признаков банкротства должника, следующие суммы:

  • подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства неустойки (штрафы, пени); 
  • проценты за просрочку платежа;
  • убытки, подлежащие возмещению за неисполнение обязательства;
  • иные имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей. 

В рамках новой редакции Закона установлено, что правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор (конкурсными кредиторами являются кредиторы по денежным обязательствам, за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия), уполномоченные органы. Иные лица не могут подавать заявление о признании банкротом.  

В новой редакции Закона, как и в ранее действовавшей, сохранены  следующие  важные положения: 

Руководитель должника или индивидуальный предприниматель обязан обратиться с заявлением должника в арбитражный суд в случаях, когда:

  • удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств, обязанности по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами;
  • органом должника, уполномоченным в соответствии с учредительными документами должника на принятие решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;
  • органом, уполномоченным собственником имущества должника - унитарного предприятия, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;
  • обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника; 
  • если при проведении ликвидации юридического лица установлена невозможность удовлетворения требований кредиторов в полном объеме.

Инициирование процедуры банкротства, как уже было отмечено, может быть осуществлено самим должником. Законом оговорены требования к содержанию заявлений о банкротстве, подаваемых в арбитражный суд различными лицами. При этом в заявлении должника должны быть указаны:

  • наименование арбитражного суда, в который подается указанное заявление;
  • сумма требований кредиторов по денежным обязательствам в размере, который не оспаривается должником;
  • сумма задолженности по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью граждан, оплате труда работников должника и выплате им выходных пособий, сумма вознаграждения, причитающегося для выплаты вознаграждений по авторским договорам;
  • размер задолженности по обязательным платежам;
  • обоснование невозможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме или существенного осложнения хозяйственной деятельности при обращении взыскания на имущество должника;
  • сведения о принятых к производству судами общей юрисдикции, арбитражными судами, третейскими судами исковых заявлениях к должнику, исполнительных документах, а также об иных документах, предъявленных для списания денежных средств со счетов должника в безакцептном порядке;
  • сведения об имеющемся у должника имуществе, в том числе о денежных средствах, и о дебиторской задолженности;
  • номера счетов должника в банках и иных кредитных организациях, адреса банков и иных кредитных организаций;
  • наименование и адрес саморегулируемой организации, из числа членов которой арбитражный суд утверждает временного управляющего;
  • размер вознаграждения арбитражного управляющего;
  • сведения об обязательствах должника, не связанных с предпринимательской деятельностью;
  • иные имеющие отношение к рассмотрению дела о банкротстве сведения.

К заявлению должника также могут быть приложены имеющиеся у должника ходатайства.

Кроме документов, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом РФ, к заявлению должника прилагаются документы, подтверждающие:

  • наличие задолженности, а также неспособность должника удовлетворить требования кредиторов в полном объеме;
  • учредительные документы должника - юридического лица, а также свидетельство о государственной регистрации юридического лица или документ о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;
  • список кредиторов и должников заявителя с расшифровкой кредиторской и дебиторской задолженностей и указанием адресов кредиторов и должников заявителя;
  • бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату или заменяющие его документы либо документы о составе и стоимости имущества должника-гражданина;
  • решение собственника имущества должника - унитарного предприятия или учредителей (участников) должника, а также иного уполномоченного органа должника об обращении должника в арбитражный суд с заявлением должника при наличии такого решения;
  • решение собственника имущества должника - унитарного предприятия или учредителей (участников) должника, а также иного уполномоченного органа должника об избрании (назначении) представителя учредителей (участников) должника или представителя собственника имущества должника - унитарного предприятия;
  • протокол собрания работников должника, на котором избран представитель работников должника для участия в арбитражном процессе по делу о банкротстве, если указанное собрание проведено до подачи заявления должника;
  • отчет о стоимости имущества должника, подготовленный независимым оценщиком, при наличии такого отчета;
  • иные документы в случаях, предусмотренных  Законом.

В том случае, если заявление подано кредитором, в нем должны быть указаны следующие сведения:

  • наименование арбитражного суда, в который подается заявление кредитора;
  • наименование (фамилия, имя, отчество) должника и его адрес;
  • наименование (фамилия, имя, отчество) конкурсного кредитора и его адрес;
  • размер требований конкурсного кредитора к должнику с указанием размера подлежащих уплате процентов и неустоек (штрафов, пеней);
  • обязательство, из которого возникло требование должника перед конкурсным кредитором, а также срок исполнения такого обязательства;
  • вступившее в законную силу решение суда, арбитражного суда, третейского суда, рассматривавших требования конкурсного кредитора к должнику;
  • доказательства направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику;
  • доказательства оснований возникновения задолженности (счета-фактуры, товарно-транспортные накладные и иные документы);
  • наименование и адрес саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден временный управляющий;
  • размер вознаграждения арбитражного управляющего;
  • перечень прилагаемых к заявлению кредитора документов.

Конкурсный кредитор в своем заявлении вправе указать профессиональные требования к кандидатуре временного управляющего. В заявлении кредитора могут быть указаны иные сведения, имеющие отношение к рассмотрению дела о банкротстве.

К заявлению также могут быть приложены имеющиеся у конкурсного кредитора ходатайства. Также кроме документов, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом РФ, к заявлению кредитора прилагаются документы, подтверждающие следующие факты:

  • обязательства должника перед конкурсным кредитором, а также наличие и размер задолженности по указанным обязательствам;
  • доказательства оснований возникновения задолженности (счета-фактуры, товарно-транспортные накладные и иные документы);
  • иные обстоятельства, на которых основывается заявление кредитора.

Также к заявлению кредитора должны быть приложены вступившие в законную силу решения суда, арбитражного суда, третейского суда, рассматривавших требование конкурсного кредитора к должнику, а также доказательства направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику то, что для возбуждения дела о банкротстве принимаются во внимание только требования кредиторов, подтвержденные вступившим в силу решением суда, является одним из принципиальных новшеств третьей редакции Закона. 

Для заявления уполномоченного органа о признании должника банкротом предусмотрены требования идентичные требованиям, предусмотренным для заявления кредитора. Отличие, только в том, что к нему дополнительно должно быть приложено решение налогового органа или таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника. Следует обратить особое внимание на то, что налоговый (таможенный) орган вправе инициировать банкротство не имея, вступившего в силу решения суда, а только на основании собственных подтверждений о размере задолженности.

Законодатель предусмотрел, что в случае возникновения признаков банкротства руководитель должника обязан направить учредителям (участникам) должника, собственнику имущества должника - унитарного предприятия сведения о наличии признаков банкротства. Указанные лица обязаны принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций. Данные меры должны быть направлены на восстановление платежеспособности должника и могут быть приняты как самими кредиторами так иными лицами на основании соглашения с должником.

Одной из мер направленных на восстановление платежеспособности должника является досудебная санация. 

Досудебная санация представляет собой финансовую помощь должнику, предоставляемую его учредителями (участниками), собственником имущества должника - унитарного предприятия, кредиторами и иными лицами. Может сопровождаться принятием на себя должником или иными лицами обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь.  

В том случае, если принятые меры не помогли - применяется одна из установленных законом процедур банкротства. В статье 27 Закона выделены следующие процедуры банкротства юридического лица: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение.    

  • Наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.
  • Финансовое оздоровление – новая процедура банкротства, применяемая только к должнику – юридическому лицу, в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. С помощью этой процедуры должник получает еще один шанс спасти свое дело.  

На этом этапе органы управления хозяйствующего субъекта сохраняют свои полномочия. Однако они лишаются права принимать решения, которые могут повлечь за собой ухудшение финансового состояния должника. Появляется новая фигура процедуры банкротства — административный управляющий.

  • Внешнее управление
  • Конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Данная процедура является окончательной и организация фактически ликвидируется.
  • Мировое соглашение

Мировое соглашение вправе заключить должник, его конкурсные кредиторы и уполномоченные органы на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве. 

Решение о заключении мирового соглашения со стороны конкурсных кредиторов и уполномоченных органов принимается собранием кредиторов. 

Полномочия представителя конкурсного кредитора и представителя уполномоченного органа на голосовании по вопросу заключения мирового соглашения должны быть специально предусмотрены в его доверенности.

Решение о заключении мирового соглашения со стороны должника принимается должником-гражданином или руководителем должника - юридического лица, исполняющим обязанности руководителя должника, внешним управляющим или конкурсным управляющим.

Допускается участие в мировом соглашении третьих лиц, которые принимают на себя права и обязанности, предусмотренные мировым соглашением.

Мировое соглашение утверждается арбитражным судом.

Односторонний отказ от исполнения вступившего в силу мирового соглашения не допускается. 

Существуют особенности заключения мирового соглашения на различных стадиях процедуры банкротства.

Мировое соглашение может быть расторгнуто арбитражным судом в отношении всех конкурсных кредиторов и уполномоченных органов по заявлению конкурсного кредитора или конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, обладавших на дату утверждения мирового соглашения не менее чем одной четвертой требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов к должнику.

Споры о расторжении мирового соглашения рассматриваются арбитражным судом, рассматривавшим дело о банкротстве.

Законом определен круг лиц, участвующих в   деле о банкротстве. Это:

  • должник;
  • арбитражный управляющий;
  • конкурсные кредиторы;
  • уполномоченные органы.

   Закон о банкротстве установил норму, которая  представляет  собой исключение из общих правил представительства, установленных  АПК РФ. Представителями  сторон в деле о банкротстве могут быть не только штатные работники и адвокаты,  но и любые дееспособные граждане.

Вторая часть материала о новой редакции Закона будет опубликована в следующих номерах НЭГ.

Новой Редакцией Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", именуемой в дальнейшем – закон, достаточно подробно рассмотрена одна из ключевых фигур, участвующих в деле о банкротстве – арбитражный управляющий.

Арбитражным управляющим  может быть  гражданин РФ, соответствующий следующим  требованиям: 

  • регистрация в качестве индивидуального предпринимателя;
  • высшее образование;
  • стаж руководящей работы не менее чем два года в совокупности;
  • сдача теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих;
  • прохождение стажировки сроком не менее шести месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего;
  • отсутствие судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;
  • членство в одной из саморегулируемых организаций (СРО); 
  • в случае, если исполнение полномочий утвержденного арбитражным судом арбитражного управляющего связано с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну, такой арбитражный управляющий должен иметь или получить допуск к государственной тайне.

Еще одна новелла закона – введение института саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. 

Назначение арбитражного управляющего производится из числа членов одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (СРО), которая может быть создана в качестве некоммерческой организации. СРО определяет правила действия арбитражных управляющих, с учетом правил (стандартов) утверждаемых Правительством РФ. Членами одной СРО должны не менее 100 лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей соответствующих требованиям  для арбитражного управляющего.

В саморегулируемой организации арбитражных управляющих должен быть  исполнительный орган и постоянно действующий коллегиальный орган управления в составе не менее чем семь человек. В компетенцию этого органа входит утверждение правил деятельности и деловой этики членов саморегулируемой организации в качестве арбитражных управляющих.

В состав органов управления саморегулируемой организации не могут входить государственные и муниципальные служащие.

Для обеспечения своей деятельности саморегулируемая организация арбитражных управляющих формирует структурное подразделение, осуществляющее контроль деятельности своих членов в качестве арбитражных управляющих, а также органы по:

  • рассмотрению дел о наложении на членов саморегулируемой организации мер ответственности;
  • отбору кандидатур своих членов для их представления арбитражным судам для утверждения в деле о банкротстве.

Саморегулируемая организация арбитражных управляющих обязана:

  • разрабатывать и устанавливать обязательные для выполнения всеми своими членами правила профессиональной деятельности арбитражного управляющего;
  • контролировать профессиональную деятельность своих членов в части соблюдения требований закона и установленных саморегулируемой организацией правил профессиональной деятельности;
  • рассматривать жалобы на действия своего члена, исполняющего обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве;
  • разрабатывать и устанавливать требования, предъявляемые к гражданам, желающим вступить в саморегулируемую организацию;
  • уведомлять арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, об исключении своего члена, исполняющего обязанности арбитражного управляющего в таком деле, в срок не позднее чем три дня с даты его исключения;
  • осуществлять сбор, обработку и хранение информации о деятельности своих членов, раскрываемой ими для саморегулируемой организации в форме отчетов в порядке и с периодичностью, которые установлены уставом и иными документами саморегулируемой организации;
  • осуществлять организацию и проведение стажировки гражданина  в качестве помощника арбитражного управляющего;
  • осуществлять ведение реестра арбитражных управляющих, являющихся ее членами, и обеспечивать свободный доступ к включаемым в такой реестр сведениям заинтересованным в их получении лицам;
  • обеспечивать формирование компенсационного фонда или имущества общества взаимного страхования для финансового обеспечения ответственности по возмещению убытков, причиненных ее членами при исполнении обязанностей арбитражного управляющего.

Арбитражным судом не могут быть утверждены в качестве управляющих  лица:

  • которые являются заинтересованными лицами по отношению к должнику, кредиторам;
  • в отношении которых введена процедура банкротства;
  • которые не возместили убытки, причиненные должнику, кредиторам, третьим лицам при исполнении обязанностей арбитражного управляющего;
  • которые дисквалифицированы или лишены в порядке, установленном федеральным законом, права занимать руководящие должности и (или) осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическими лицами, входить в совет директоров (наблюдательный совет) и (или) управлять делами и (или) имуществом других лиц;
  • которые не имеют заключенных в соответствии с требованиями закона  договоров страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве.
    • Должник указывает  в заявлении  наименование и адрес саморегулируемой организации (СРО), из числа  членов которой  арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего;
    • Арбитражный суд, признавая должника банкротом, указывает СРО, из числа членов которой будет назначаться управляющий; 
    • В определении арбитражного суда, направляемом в заявленную СРО, указываются требования к кандидатуре временного управляющего. В случае, если заявитель не указал требования к кандидатуре временного управляющего, указанное определение направляется в заявленную СРО без указания требований к кандидатуре временного управляющего.
    • Соответствующая СРО составляет список кандидатов, изъявивших согласие быть назначенным арбитражным управляющим. Решение о включении кандидатур в список принимается СРО на коллегиальной основе. В списке кандидатур должны быть указаны три кандидатуры, расположенные в порядке уменьшения их соответствия требованиям к кандидатуре арбитражного управляющего, содержащимся в запросе, а при равном соответствии этим требованиям или отсутствии требований в запросе - с учетом их профессиональных качеств. Заявленная СРО обязана обеспечить свободный доступ заинтересованных лиц к проведению процедуры отбора кандидатуры арбитражного управляющего;
    • Не позднее чем через пять дней с даты получения запроса о представлении кандидатур арбитражного управляющего составленный список направляется в арбитражный суд заявителю–инициатору банкротства (собранию кредиторов или представителю собрания кредиторов) и должнику; 
    • Должник и заявитель (представитель собрания кредиторов) вправе отвести по одной из указанных в списке кандидатур арбитражных управляющих. Оставшаяся кандидатура утверждается арбитражным судом; 
    • Если должник и (или) заявитель (представитель собрания кредиторов) не воспользовались правом отвода, арбитражный суд назначает кандидатуру, занимающую более высокую позицию в списке, составленном СРО;
    • В случае непредставления арбитражному суду заявленной СРО списка кандидатур в срок, установленный законом, арбитражный суд обращается в регулирующий орган, который обязан в течение семи дней с даты получения обращения арбитражного суда обеспечить представление списка кандидатур другими СРО из числа включенных в единый государственный реестр СРО арбитражных управляющих.

Законом предусмотрена следующая процедура назначения арбитражного управляющего:

Чтобы предотвратить злоупотребления, в законе вводится новый механизм ответственности арбитражного управляющего и контроля за его деятельностью. Установлена ответственность арбитражного управляющего за следующие действия:

  • Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на арбитражного управляющего в соответствии законом, правил профессиональной деятельности арбитражного управляющего. Данные действия могут быть  основанием для отстранения арбитражного управляющего арбитражным судом по требованию лиц, участвующих в деле о банкротстве.
  • Неисполнение или ненадлежащее исполнение арбитражным управляющим правил профессиональной деятельности арбитражного управляющего, утвержденных СРО, членом которой он является. Данное действие может служить основанием для исключения арбитражного управляющего из данной СРО. В случае исключения арбитражного управляющего из СРО арбитражный управляющий отстраняется арбитражным судом от исполнения своих обязанностей.

Арбитражный управляющий, причинивший в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения требований закона убытки должнику, кредиторам, иным лицам, не может быть утвержден арбитражным управляющим до полного возмещения таких убытков. 

В случае, если в соответствии с законом на арбитражного управляющего возлагаются полномочия руководителя должника, на него распространяются все требования и по отношению к нему применяются все меры ответственности, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ для руководителя такого должника.

Негативную реакцию среди действующих  арбитражных управляющих  вызвали положения закона, которые обязывают арбитражных управляющих страховать свою деятельность. Причина  недовольства лежит  в  размерах страхования.  Речь идет о нескольких десятках (а иногда и сотнях) тысяч долл. США. Тем самым закон, пусть не прямо, но устанавливает, что в качестве арбитражных управляющих будут привлекаться лица, которые предъявят в первую очередь не высокий уровень профессионализма, а достаточное имущественное обеспечение своей деятельности в виде страхового покрытия возможных неблагоприятных последствий. 

В законе установлено, что арбитражный управляющий должен застраховать свою ответственность. Данный договор признается формой финансового обеспечения ответственности арбитражного управляющего и должен быть заключен на срок не менее чем год с его обязательным последующим возобновлением на тот же срок. Минимальная сумма финансового обеспечения (страховая сумма по договору страхования) не может быть менее чем три миллиона рублей в год. 

Также арбитражный управляющий в течение десяти дней с даты его утверждения арбитражным судом по делу о банкротстве должен дополнительно застраховать свою ответственность на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве, в размере, зависящем от балансовой стоимости активов должника по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате введения соответствующей процедуры банкротства, а именно:

  • три процента балансовой стоимости активов должника, превышающей сто миллионов рублей, при балансовой стоимости активов должника от ста до трехсот миллионов рублей;
  • шесть миллионов рублей и два процента балансовой стоимости активов должника, превышающей триста миллионов рублей, при балансовой стоимости активов должника от трехсот миллионов рублей до одного миллиарда рублей;
  • двадцать миллионов рублей и один процент балансовой стоимости активов должника, превышающей один миллиард рублей, при балансовой стоимости активов должника более чем один миллиард рублей.

Среди органов, имеющих значительные полномочия в деле о банкротстве, необходимо отметить собрание кредиторов.

Участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы. По существу, это  структура, решающая  дальнейшую судьбу должника.

Организация и проведение собрания кредиторов осуществляются арбитражным управляющим.

Собрание кредиторов созывается по инициативе:

  • арбитражного управляющего;
  • комитета кредиторов;
  • конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, права требования которых составляют не менее чем десять процентов общей суммы требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов;
  • одной трети от общего количества конкурсных кредиторов и уполномоченных органов.

Собрание кредиторов проводится, как правило, по месту нахождения должника или органов управления должника.

При невозможности проведения собрания кредиторов по месту нахождения должника или органов управления должника место проведения собрания кредиторов определяется арбитражным управляющим.

В целях  наиболее полного обеспечения права кредиторов на участие в собрании кредиторов, законом установлены особые требования к порядку   уведомления кредиторов во проведении собрания кредиторов. Дата, время и место проведения собрания кредиторов не должны препятствовать участию в таком собрании кредиторам или их представителям, а также иным лицам, имеющим право в соответствии с  законом принимать участие в собрании кредиторов. 

Осуществляя свои полномочия, собрание кредиторов решает следующие вопросы, отнесенные законом  к его исключительной компетенции:

  • принятие решения о введении и об изменении срока проведения финансового оздоровления, внешнего управления и об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд;
  • утверждение и изменение плана внешнего управления;
  • утверждение плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности;
  • утверждение требований к кандидатуре  управляющего;
  • выбор СРО для представления в арбитражный суд кандидатур управляющего;

выбор реестродержателя (статьей 17 закона установлено, что реестр требований кредиторов ведет арбитражный управляющий или реестродержатель).

Реестр требовании кредиторов в качестве реестродержателя ведется профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг;)

  • принятие решения о заключении мирового соглашения;
  • принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
  • принятие решений об образовании комитета кредиторов, определении количественного состава, избрании членов комитета кредиторов и о досрочном прекращении полномочий комитета кредиторов;
  • отнесение к компетенции комитета кредиторов принятия решений, которые в соответствии с законом принимаются собранием кредиторов или комитетом кредиторов, за исключением тех решений собрания кредиторов, которые отнесены к исключительной компетенции собрания кредиторов;
  • избрание представителя собрания кредиторов.

Голосования  кредиторов на собрании кредиторов производится пропорционально  имеющимся у  кредиторов требованиям к  должнику. Важной особенностью нового закона является  то, что требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов и исключаются из него арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на основании вступивших в силу решений суда, устанавливающих их состав и размер.

Таким образом, новая редакция закона  вводит для кредиторов обязанность предварительного судебного предъявления требований к должнику.

Представляет интерес дальнейшее развитие в новой редакции закона процедур упрощенного банкротства.

Упрощенная процедура банкротства применяется в случае, если имущество должника - юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы в связи с делом о банкротстве или если в течение последних двенадцати месяцев до даты подачи заявления о признании должника банкротом не проводились операции по банковским счетам должника, а также при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника.

Учитывая тот факт, что наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление при банкротстве отсутствующего должника не применяются, законодатель предусмотрел упрощенную процедуру для признания банкротом отсутствующего должника.

Это оформляется следующим образом: если гражданин-должник или руководитель должника-юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствует или установить место их нахождения не представляется возможным, заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано конкурсным кредитором, уполномоченным органом независимо от размера кредиторской задолженности. Однако отметим, что заявление о признании отсутствующего должника банкротом подается уполномоченным органом только при наличии средств, необходимых для финансирования процедур банкротства, т.е. фактически если данные средства отсутствуют, то заявление  по данной процедуре невозможно подать.

Рассмотрение дела о банкротстве отсутствующего должника производится следующим образом: арбитражный суд в лице одного судьи в течение месяца с даты принятия к производству заявления о признании отсутствующего должника банкротом принимает решение о признании отсутствующего должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Конкурсный управляющий уведомляет в письменной форме о банкротстве отсутствующего должника всех известных ему кредиторов отсутствующего должника, которые в течение месяца со дня получения уведомления могут предъявить свои требования конкурсному управляющему. Если конкурсный управляющий обнаружит имущество отсутствующего должника, по его  ходатайству арбитражный суд может вынести определение о прекращении упрощенной процедуры банкротства и переходе к процедурам иным процедурам банкротства.

В связи с небольшим сроком действия новой редакции закона, в настоящее время невозможно определить все неожиданности, с которыми придется столкнуться в правоприменительной практике. Однако уже на сегодня можно отметить следующее:

  • Суммы страхования ответственности арбитражных управляющих, нормируемые законом, весьма велики. С одной стороны, это обеспечивает интересы кредиторов, в том случае если арбитражный управляющий не справится с работой.  С другой  стороны, закон  фактически устанавливает «имущественный ценз» для арбитражных управляющих.

Плохо ли это или хорошо – покажет время.

  • Отныне арбитражные управляющие  подконтрольны СРО. И хотя в целом это положительное явление, но конкретные проявления такого контроля  могут, по старой российской традиции, оказаться обратными ожидаемому.
  • Закон  ввел государство в общую очередь при конкурсном производстве. Однако, хотя государство и встало в одну очередь с другими кредиторами, но его наличие там будет создавать большие  неудобства. Природа налоговых обязательств - публично-правовая, совершенно иная, чем природа обязательств перед остальными кредиторами. Государственные структуры  ограничены в праве устанавливать рассрочки по платежам, проводить зачет имущества в качестве погашения долга, или списывать долги. В силу этого становятся почти невозможными мировые соглашения. И это в  стране, где огромное число банкротств связано с долгами  по обязательным платежам.

Материал подготовлен сотрудниками ООО «Фонд «АЯКС» по содействию развитию предпринимательства»:

директором – В.А. Вишневским;

главным специалистом – И.М. Ильясовым.

ООО «Фонд «АЯКС» по содействию развитию предпринимательства является  членом Башкирской республиканской ассоциации юридических компаний (БРАЮК).

Наш адрес: 450098, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Российская, д. 96, (остановка транспорта “Глумилино” или “Горсовет”)

Наши телефоны: (347) 235-76-56, 235-75-11, 235-76-55, 235-75-36, факс (347) 235-76-55

E-mail: fondajks@mail.ru 

Templates Joomla 1.5