КТО ПОМОЖЕТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЮ?

PDFПечатьE-mail

Законодательные новшества дают надежду на успех.

 Чтобы выжить сегодня, людям приходится надеяться только на свои силы, знания, предприимчивость. Создаются многочисленные коммерческие предприятия, в основном товарищества и общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества. Объединяет их, как правило, одно: все они создаются людьми инициативными и деятельными, не ждущими милости от практически несостоятельного государства.

Деятельность сегодняшних предпринимателей, в большинстве своём, заслуживает глубокого уважения, ведь они, вопреки несовершенному законодательству, немыслимому налоговому гнёту (о котором сам Президент России сказал, что жить при таких налогах нельзя, можно только умереть), произволу чиновников всех мастей и уровней, умудряются выживать, производить продукцию, выполнять работы, оказывать услуги, обеспечивая при этом занятость населения. Ведь, несмотря на широко декларируемую государством поддержку развития предпринимательства, в первую очередь малого, реальная помощь практически не оказывается.

С просьбой прокомментировать отдельные положения действующего законодательства и сложившейся практики в сфере предпринимательской деятельности наш корреспондент обратился к юристу, директору Фонда «АЯКС» по содействию развитию предпринимательства Владимиру Андреевичу ВИШНЕВСКОМУ.

Владимир Андреевич, в предпринимательской среде Уфы уже в течение почти десяти лет постоянно на слуху название вашего фонда. Когда был создан фонд «АЯКС» и что означает это название?

Наш фонд основан в январе 1991 года. Примерно через три месяца мы будем отмечать своё восьмилетие и испытываем законную гордость от того, что являемся одной из старейших юридических фирм в Уфе.
«АЯКС» это аббревиатура четырех слов, являющихся нашим девизом: «Авторитет, ясность, компетентность, содействие».

С 1 марта 1998 года введен в действие новый Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью». Какие новшества этот закон вносит в деятельность ТОО и ООО?

Во-первых, следует сразу предупредить все товарищества с ограниченной ответственностью (ТОО) и все общества с ограниченной ответственностью (ООО), зарегистрированные до 1 марта 1998, о том, что они обязаны не позднее 1 января 1999 года привести свои учредительные документы в соответствие с Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью». Если требования не будут выполнены, вышеназванные ТОО и ООО могут быть ликвидированы в судебном порядке по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, либо иных государственных органов или органов местного самоуправления.
Это значит, что предприниматели, являющиеся учредителями или руководителями ТОО и ООО, должны срочно позаботиться о регистрации изменений и дополнений в учредительные документы своих предприятий. Времени остается совсем немного.

Во-вторых, новый закон представляет собой объемный документ, подробнейшим образом регламентирующий все стороны деятельности ООО. Могу лишь вкратце отметить некоторые моменты, отчасти характеризующие новый закон.

Требования о необходимости поддержания размера уставного капитала ООО и обязательного проведения независимой оценки стоимости неденежных вкладов (если их размер превышает 200-кратный размер минимальной оплаты труда), которые внесены в уставный капитал, направлено на то, чтобы максимально снизить риск злоупотреблений со стороны участников ООО и на защиту интересов кредиторов общества.

Количество участников общества ограничивается законом и может составлять от 1 до 50. Значительно расширен по сравнению с Гражданским кодексом перечень вопросов, составляющих исключительную компетенцию общего собрания участников. Теперь нормы нового закона в гораздо большей степени направлены на защиту прав участников общества, особенно обладающих небольшим количеством голосов. Это обеспечивается тем, что решения на общем собрании участников принимаются большинством либо квалифицированным голосов (в некоторых случаях и единогласно) от общего числа голосов всех участников, а не от числа участников, присутствующих на собрании. Совершение обществом крупных сделок теперь должно проходить только в порядке, установленном законом.

Хочу заметить, что в помощь предпринимателям, создающим ООО на основании нового закона, Фондом «АЯКС» составлен полный перечень вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания участников, и в соответствии с законом расписан порядок принятия решений по этим вопросам. Дан перечень новых положений, которые в соответствии с этим законом могут быть внесены в устав общества при его создании.

Заинтересованные предприниматели могут ознакомиться с этими перечнями в нашем офисе по адресу: ул. Российская, 96, тел. 35-76-56, 35-75-11.

- Известно, что основная часть ранее созданных ТОО и ООО имеет в качестве учредителей только граждан и зарегистрирована по адресам жилых помещений, где проживает один из учредителей. Как теперь быть этим предприятиям? Ведь зачастую районные администрации, на которые возложены функции по регистрации и перерегистрации юридических лиц, запрещают использовать в качестве юридических адресов жилые помещения…

- Учрежденные физическими лицами общества и товарищества, относящиеся в соответствии с положениями статьи 2 Закона РБ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РБ» к категории субъектов малого предпринимательства, на основании пункта 5 статьи 3 этого же закона, вправе указывать в качестве своего местонахождения или юридического адреса жилые помещения, в которых прописаны учредители таких обществ и товариществ.

Администрации районов, своим волевым решением лишающие предпринимателей их законного права создавать или перерегистрировать предприятия, указывая в качестве юридического адреса жилые помещения, тем самым игнорируют этот законодательный акт Башкортостана, принятый Законодательной Палатой Государственного Собрания РБ, одобренный Палатой Представителей Государственного Собрания РБ и подписанный Президентом республики, а также принятую в нашей республике Программу государственной поддержки малого предпринимательства. Кроме того, препятствуя своими действиями развитию предпринимательства в Башкортостане, они лишают республику новых рабочих мест и налогов, которые могли бы обеспечивать вновь созданные предприятия.

Запрет же на перерегистрацию ТОО и ООО, ранее зарегистрированных по юридическим адресам жилых помещений, ведет к невозможности выполнения законодательства о приведении учредительных документов в соответствие с Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» и, как следствие, - к ликвидации этих ТОО и ООО. По-моему, дальнейшие комментарии излишни…

Могу добавить лишь одно: предприниматели, которым администрации районов препятствуют в осуществлении законных прав при создании и перерегистрации предприятий, могут оспорить неправомерные действия администраций в судебном порядке.

- Многих интересует вопрос о правомерности требования гарантийных писем и иных документов, подтверждающих местонахождение юридического лица, указанного в его учредительных документах.

- Такие требования также являются неправомерными, особенно в отношении юридических лиц, относящихся в соответствии со статьей 2 Закона РБ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РБ» к категории субъектов малого предпринимательства.

Подтверждением тому служит целый ряд нормативных документов. Так, пункт 4 статьи 3 Закона РБ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РБ» от 14.03.1996 г., пункт 4 «Положения о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности», утвержденного Указом Президента Российской Федерации № 1482 от 08.07. 1994 г., а также письмо Председателя Государственного Собрания Республики Башкортостан № 557 ГС от 22.10.1997 г. содержат прямой запрет на требование при регистрации юридических лиц гарантийных писем и иных документов, подтверждающих местонахождение юридического лица, указанное в его учредительных документах.

Кроме того, гарантийное письмо не фигурируем в перечне документов, прямо определенном Законом РБ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в РБ» от 30.07.1998 г., необходимых при подаче в регистрирующий орган для государственной регистрации юридического лица.

- При регистрации изменений, вносимых в уставы обществ с ограниченной ответственностью для приведения в соответствие с требованием п.3 статьи 59 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», а также при перерегистрации ТОО в ООО регистрирующие органы иногда требуют увеличения размера уставного капитала. Насколько справедливо это требование?

- В статье 14 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» прямо сказано, что размер уставного капитала общества должен быть не менее стократной величины минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом именно при его создании, а не при регистрации изменений и дополнений в учредительные документы этого общества. Кроме того, для таких случаев можно применять разъяснения, данные в Постановлении Пленума Верховного суда РФ и Пленума ВАС РФ (от 02.04.1997 г. № 4/8) «О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах"», принимая во внимание, что перерегистрация ТОО в ООО не является реорганизацией, а, следовательно, не создается новое юридическое лицо. Из этого постановления следует, что если на момент государственной регистрации общества (при его создании) размер уставного капитала соответствовал требованиям действующего на тот же момент законодательства, то при регистрации изменений в уставе этого общества (в том числе в форме новой редакции), включая и случаи приведения его устава в соответствие с требованиями Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», орган, осуществляющий государственную регистрацию таких изменений, не вправе отказывать в ее проведении, мотивируя свой отказ несоответствием прежнего размера уставного капитала его минимальному размеру, действующему на момент регистрации изменений. Отказ в регистрации изменений по этому основанию может быть оспорен в судебном порядке.

- В заключение хочется узнать, не предвидится ли каких-то изменений в процедуре регистрации юридических лиц?

- Такие изменения грядут. Второго сентября этого года был опубликован Закон РБ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в Республике Башкортостан», в соответствии с которым государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей будет осуществлять Регистрационная палата Министерства юстиции Республики Башкортостан и ее территориальные органы, а не местные администрации, как это было прежде. Пока трудно сказать, как скоро Регистрационная палата полностью возьмет на себя процедуру государственной регистрации в республике, но думаю, что это произойдет в течение ближайших месяцев.

Наш адрес: 450098, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Российская, д. 96, (остановка транспорта “Глумилино” или “Горсовет”)

Наши телефоны: (347) 235-76-56, 235-75-11, 235-76-55, 235-75-36, факс (347) 235-76-55

E-mail: fondajks@mail.ru 

Templates Joomla 1.5