СВОЕ БУДУЩЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ ДОЛЖНЫ ОПРЕДЕЛЯТЬ САМИ

PDFПечатьE-mail

Если считать, что перестройка началась в 1986 году, то уже шестнадцать лет наше общество движется в направлении развитого капитализма. А собственно капиталисты – те, кого в России именуют нейтральным словом «предприниматели», в большинстве своем остаются в аморфном состоянии, практически никак не участвуя в сознательном формировании благоприятной среды для собственного обитания и развития.

Конечно, они движутся в некоем, выбранном каждым из них направлении, лелея перед собой цель – добраться до берегов Благополучия и Процветания. Однако на практике принцип их движения может быть охарактеризован известными словами: «Плыви мой челн по воле волн».

Представим себе отдельно взятые субъекты предпринимательской деятельности (и коммерческие организации и индивидуальных предпринимателей) в виде больших и малых кораблей движущихся в океане современной рыночной экономики и взглянем на них с высоты птичьего полета. Нам представится весьма удручающее зрелище, напоминающее хаотичное броуновское движение: одни суда беспомощно дрейфуют в саргассовых полях несовершенного противоречивого законодательства; другие, уже добравшись до берега, не могут войти в порты, чтобы продать свои товары, закупить воду и провиант только из-за того, что не умеют договориться с местными чиновниками; третьих топят пиратские бриги недобросовестной конкуренции; вся акватория усеяна кораблями, тщетно отбивающимися от неправомерно наседающих  шлюпов отдельных государственных органов, и происходит это только потому, что капитаны не умеют достойно представить и защитить свои права и законные интересы перед представителями власти; повсеместно виднеются следы катастроф: отсутствие подробных лоций и опытных лоцманов (т.е. знаний и опыта ведения предпринимательской деятельности) приводит многие корабли на рифы и мели; громадное большинство капитанов и не подозревают о существовании созданных государством удобных льготных гаваней и маяков, предупреждающих об опасностях.

Присутствие на водной глади единичных корветов и бригантин, а также редких и малочисленных групп кораблей, умело лавирующих в саргассах, огибающих рифы, побеждающих пиратов, уверенно минующих шлюпы властей и победно входящих в порты назначения, в еще большей степени выявляет общую картину неэффективности и разобщенности предпринимательских сил.

Попытка прибегнуть к столь аллегорическому описанию, продиктована желанием максимально наглядно, хотя и несколько упрощенно, отразить обстановку, в которой сегодня осуществляют свою деятельность предприниматели, к которым я отношу и коммерческие организации (ООО, АО, кооперативы и т.д.), и индивидуальных предпринимателей.

Достойно удивления, что как и шестнадцать лет назад, большинство предпринимателей, являющихся наиболее активной частью населения, стремящихся с минимальными затратами получать максимальную прибыль, не осознают, что сегодня для них реально и крайне выгодно объединяться.

А, объединившись, совместными усилиями формировать наиболее комфортную среду своего обитания, которая не только создаст условия для процветания собственного бизнеса, но и обеспечит быстрый реальный рост благосостояния всего государства за счет выхода бизнеса из тени, увеличения занятости населения и размеров заработной платы, повышения конкурентоспособности российских товаров на зарубежных рынках, роста налоговых сборов, сокращения неоправданно раздутого аппарата чиновников и расходов на их содержание, возрождения в широком общегосударственном масштабе традиций меценатства и благотворительности.

Вышесказанное не является маниловщиной, а основывается на реальности, что подтверждается анализом официальных высказываний Президентов России и Республики Башкортостан, норм действующего законодательства, направленностью изменений в существующие законодательные акты и новых нормативных правовых актов, а также многолетним опытом развития бизнес-сообществ в других странах.

Чтобы не быть голословным, приведу слова Президента РФ В.В. Путина из Послания Федеральному Собранию РФ от 19 апреля 2002 года: «Сегодня страны мира конкурируют друг с другом по всем параметрам экономики и политики – по величине налоговой нагрузки, …… по гарантиям защиты права собственности. Они соревнуются в привлекательности делового климата, в развитии экономических свобод, в качестве государственных институтов …. низкая оценка возможностей России (со стороны Правительства – авт.) …. не предусматривает мер, нацеленных на использование возможностей российской экономики. Речь, прежде всего – о том потенциале, который есть в предпринимательстве …..», и далее: «Считаю, что основное сейчас: это – создание условий, при которых граждане России могут зарабатывать деньги. Зарабатывать и - с выгодой для себя - вкладывать в экономику своей собственной страны. Но для этого необходимо устранить то, что все еще мешает людям жить и работать. И, прежде всего – придется существенно изменить саму систему работы государственных институтов».

Как предприниматель с четырнадцатилетним стажем, владелец и руководитель юридической фирмы, активно участвующий в общественной жизни предпринимательского сообщества Уфы и республики, могу утверждать, что сегодняшняя социально-экономическая и политическая обстановка, а также состояние нормативно-правовой базы государства позволяют предпринимателям, при условии их объединения (в союзы, ассоциации), весьма эффективно достигать следующих целей:

1. Формировать законодательную базу России и Башкортостана, обеспечивающую, всемерное развитие предпринимательства (пути достижения: а) регулярное внесение законодательных инициатив по изменению действующего законодательства и принятию новых законов; б) активное консолидированное участие всех предпринимательских сил в выборах различных уровней и последующая законотворческая деятельность депутатов-предпринимателей в Государственной думе РФ, Госсобрании РБ, местных Советах)

2. Осуществлять постоянное взаимодействие с государственными (муниципальными) органами и организациями, обеспечивая в процессе переговоров принятие решений направленных на поддержку предпринимательства, устранение административных и иных барьеров на пути его развития (пути достижения: на основании постоянно поступающей информации от предпринимателей с мест, ведение объединениями предпринимателей переговоров с государственными (муниципальными) органами и организациями любых уровней в интересах конкретных предпринимателей и предпринимательства в целом).

3. Реально осуществлять представление и защиту прав и законных интересов,  как отдельных предпринимателей, так и предпринимательства в  целом в любых органах (включая судебные) и организациях, добиваясь в каждом конкретном случае решений положительных для предпринимателей.

4. Повышать компетентность и информированность предпринимателей, профессионализм и квалифицированность их работников (пути достижения:

а) проведение встреч по обмену сбытом, а также семинаров, конференций, симпозиумов, (как по общим вопросам организации и ведения предпринимательской деятельности, так и в области профессиональных интересов отдельных групп предпринимателей); проведение обучения, повышения квалификации и переподготовки работников предпринимательских структур;

б) более широкое освещение в СМИ проблем предпринимательства и путей их разрешения, положительного опыта отдельных предпринимателей и их объединений;

в) создание в интернете широко разрекламированной, реально действующей системы сайтов предпринимательских объединений, через которые предприниматели в режиме реального времени смогут задавать вопросы и получать на них ответы, общаться друг с другом на форумах, вырабатывая совместные решения;

г) создание и ведение баз данных, в т.ч.: о неправомерных действиях должностных лиц государственных (муниципальных) органов и организаций в отношении предпринимателей и о практике пресечения таковых действий, о недобросовестных работниках, клиентах, поставщиках, иных деловых партнерах).

Мной кратко рассмотрены лишь несколько основных целей, достижение которых в значительной степени поможет предпринимателям республики.

Следует отметить, что реализация вышеуказанных целей уже осуществляется. И осуществляется не на пустом месте, а на базе созданной предпринимателями совместно с республиканскими и городскими органами власти инфрастуктуры по поддержке предпринимательства в г. Уфе и в республике, куда входят: Союз предпринимателей г. Уфы, Уфимский городской фонд развития и поддержки малого предпринимательства РБ, Ассоциация организаций предпринимательства РБ, Ассоциация женщин-предпринимателей РБ, более 20 отраслевых ассоциаций предпринимательских структур (таких, как: Ассоциация предпринимателей автосервиса РБ, Башкирская республиканская ассоциация содействия предприятиям оптовой торговли, Ассоциация мебельщиков РБ, Союз торговых рынков РБ, Башкирская республиканская ассоциация юридических компаний, Ассоциация профессиональных участников рынка рекламы, Союз парикмахеров и косметологов РБ и другие).

Не буду останавливаться на том, что уже конкретно сделано объединившимися предпринимателями Уфы и республики (тем более что об этом неоднократно писалось на страницах «Деловой Уфы»). Хотя сделано и не мало, но это является только первым этапом консолидации предпринимательских сил, началом цивилизованного диалога предпринимателей с властью и участия предпринимателей в формировании депутатского корпуса различных уровней.

Пришло время обсуждать и определять стратегию следующего этапа развития предпринимательских сил. Тем более, в период перед выборами различных уровней, в которых предприниматели должны принять самое активное участие, проводя своих депутатов, поддерживая своим выбором сложившиеся в городе и республике традиции конструктивного диалога между предпринимателями и властью.

Согласно идеологии, принятой Союзом предпринимателей г. Уфы, оптимальным путем объединения предпринимателей является создание ими своих отраслевых ассоциаций и одновременное участие тех же предпринимателей в территориальных предпринимательских союзах (ассоциациях), так как права и интересы предпринимателя зависят и от отрасли, в которой он осуществляет свою деятельность (строительство, торговля, оказание услуг и т.д.) и от той территории, где располагается его бизнес (город, район). В частности, именно органы местной власти конкретной территории распоряжаются выделением земельных участков под размещение бизнеса; сдают в аренду нежилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности; принимают решение о размещении муниципальных заказов на производство продукции (выполнение работ, оказание услуг); в пределах своей компетенции принимают нормативные правовые акты, непосредственно затрагивающие интересы предпринимателей в данном городе (районе); в пределах, установленных законодательством, вправе предоставлять освобождение от уплаты части местных налогов (платежей, сборов) и т.д.

Кроме того, на территории города и республики существует ряд важных вопросов, в решении которых заинтересованы все предпринимательские структуры, независимо от их отраслевой принадлежности: налаживание постоянного конструктивного диалога с государственными (муниципальными) органами и организациями, направленного на обеспечение режима наибольшего благоприятствования добросовестным законопослушным бизнесменам; создание системы федерального, республиканского и местного законодательства, обеспечивающего реальную защиту прав и законных интересов любых предпринимательских структур; замена существующей малоэффективной системы налогообложения – на налоговую систему, стимулирующую всемерное развитие предпринимательства и, в конечном итоге, повышающую сумму налоговых сборов; введение простого (быстрого) и понятного порядка выделения и оформления земельных участков и недвижимости под размещение объектов бизнеса; создание и развитие общей для всех субъектов предпринимательской деятельности – инфраструктуры, обеспечивающей поддержку предпринимательства на данной территории.

Началом практической работы по объединению предпринимателей, исходя из совмещения отраслевых и территориальных интересов, явилось создание при Совете Союза предпринимателей г. Уфы Координационного совета, в состав которого входят руководители ряда уже существующих отраслевых ассоциаций.

С моей точки зрения, единая структура общественного самоуправления предпринимателей республики не должна обременять конкретного предпринимателя уплатой непомерных и многочисленных взносов в отраслевые и территориальные объединения различных уровней. Этого можно достичь, объединением существующих элементов инфраструктуры поддержки предпринимательства в единую республиканскую систему.

Суть системы заключается  в том, что любой предприниматель, вступающий в члены отраслевой ассоциации, исходя из положений учредительных документов этой ассоциации, обязуется вступить и в члены союза предпринимателей того города (района), на территории которого он осуществляет свою деятельность. И наоборот, вступление предпринимателя в территориальный союз налагает на него обязанность вступить в соответствующую его профилю деятельности отраслевую ассоциацию. При этом предприниматель уплачивает разумные и посильные взносы только в один адрес (или в территориальный союз или в отраслевую ассоциацию). А далее уплаченные взносы распределяются между этими союзом и ассоциацией в заранее оговоренной пропорции. Кроме того, каждый союз и ассоциация в свою очередь перечисляют определенную часть средств от полученных взносов - в Ассоциацию организаций предпринимательства РБ (АОП РБ), членами которой  они являются.

Республиканский и территориальные фонды развития и поддержки малого предпринимательства, тесно взаимодействуя с АОП РБ, территориальными союзами и соответствующими государственными (муниципальными) органами, обеспечивают финансовую поддержку малого предпринимательства в соответствии с Законом РБ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Башкортостан».

Республиканские отраслевые ассоциации осуществляют постоянное взаимодействие по профессиональным вопросам с министерствами соответствующего профиля.

Однако для того, чтобы реализовать эту систему и достичь желаемых для предпринимательства результатов, необходимо массовое участие самих предпринимателей в создании и деятельности своих предпринимательских объединений. Только в Уфе работают более 7 тысяч малых предприятий и порядка 20 тысяч индивидуальных предпринимателей, число же членов предпринимательских союзов и ассоциаций, расположенных в г. Уфе, измеряется сотнями.

Каждому из предпринимателей уже сегодня следует принять для себя решение: будет ли он сам определять правила игры в окружающем его мире, будущее своего дела, или, полагаясь на российский «авось», продолжит дрейфовать без руля и ветрил.

В одной из пьес Бертольда Брехта есть эпизод, в котором на сцену по одному выходят люди, сокрушенно произнося: «А что я мог сделать один?!» Количество людей на сцене все время растет, голоса сливаются в неразборчивый ропот, который медленно, но верно перерастает в мощное общее скандирование: «А ЧТО Я МОГ СДЕЛАТЬ ОДИН?!» Большинство предпринимателей очень часто напоминают этих людей из пьесы.

В заключение хочу сказать, что занявшие активную жизненную позицию бизнесмены могут найти своих единомышленников в Союзе предпринимателей г. Уфы, в Уфимском городском фонде развития и поддержки малого предпринимательства, в Ассоциации организаций предпринимательства РБ, в Фонде развития и поддержки малого предпринимательства РБ, в существующих отраслевых ассоциациях.  

Наш адрес: 450098, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Российская, д. 96, (остановка транспорта “Глумилино” или “Горсовет”)

Наши телефоны: (347) 235-76-56, 235-75-11, 235-76-55, 235-75-36, факс (347) 235-76-55

E-mail: fondajks@mail.ru 

Templates Joomla 1.5