ГОСРЕГИСТРАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ - ПО-НОВОМУ

PDFПечатьE-mail

8 августа 2001 года Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц» (в дальнейшем - Закон), который вступил в действие с 01 июля 2002г.

В периодической печати много писалось о том, чего ожидать предпринимателям после 1 июля от нового закона и от нового регистрирующего органа - Министерства по налогам и сборам РФ.

И вот уже два месяца юридические лица регистрируются по принципу «одного окна». Можно сделать самые первые выводы, исходя из сложившейся за эти два месяца практики госрегистрации в г.Уфе.

Как и нормирует Закон, госрегистрация юридического лица осуществляется одной из ИМНС - по указанному заявителем в заявлении о госрегистрации месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа (директора, генерального директора, председателя, президента и т.д.), а в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности. Большим плюсом является то, что ИМНС, наконец, перестали требовать предоставления гарантийных писем, и что в качестве места нахождения стало возможным указывать адрес жилого помещения, в котором проживает лицо, осуществляющее полномочия постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица.

Срок госрегистрации по Закону должен составлять не более чем пять рабочих дней. На практике большинство ИМНС выдают свидетельство о госрегистрации юридического лица на шестой день со дня получения заявления о госрегистрации.

Большим неудобством для предпринимателей, желающих зарегистрировать свою фирму, является заведенный в ИМНС порядок, в соответствии с которым прием ведется только до обеда. Причем иногда до обеда успевают сдать документы не более 10-15 посетителей, и очередь переходит на следующий день.

Правда, заявление и необходимые для госрегистрации формы могут быть направлены заявителем по почте, но … все мы знаем, насколько оперативно работает наша почта, а ведь многим предпринимателям необходимо как можно скорее открыть свою фирму. По мнению предпринимателей, каждая ИМНС должна обеспечить прием документов на госрегистрацию (также как и выдачу свидетельств о госрегистрации) - в течение всего рабочего дня.

Несколько слов о принципе «одного окна».

Глава МНС РФ господин Г.Букаев, в своей статье «Геннадий Букаев: Какова экономика - столько и налогов» («Российская газета» от 20 июля 2002г.) официально заявил: «С 1 июля 2002 года юридическое лицо получает в регистрирующем органе сразу два документа: свидетельство о государственной регистрации и свидетельство о постановке на налоговый учет. … На первом этапе удалось упростить процедуру, объединив регистрацию юридического лица и постановку на налоговый учет.»

Однако на практике такого упрощения в виде «объединения» и «получения в регистрирующем органе сразу двух документов» не происходит. ИМНС проводят две отдельные процедуры: сначала госрегистрацию юридического лица, затем, после получения заявителем свидетельства о госрегистрации, - его постановку на налоговый учет. Итого, срок госрегистрации юридического лица и его постановки на налоговый учет может составлять 10 дней - и это только срок «чистого» нахождения документов в ИМНС.

Правда, следует отметить, что почти все ИМНС сообщают заявителю зарегистрированного юридического лица его ИНН уже в момент получения свидетельства о госрегистрации.

В соответствии со статьей 9 Закона, заявление о госрегистрации и сопутствующие ему документы могут представлять в ИМНС следующие лица:

  • руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
  • учредитель (учредители) юридического лица при его создании;
  • руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
  • конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;
  • иное лицо, действующее на основании доверенности или иного полномочия, предусмотренного Законом, или актом специального уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

Закон ввел новый дополнительный этап в процедуру госрегистрации юридических лиц, обязав заявителей нотариально удостоверять свою подпись на заявлении о госрегистрации.

На основании статьи 12 Закона при госрегистрации создаваемого юридического лица в ИМНС предоставляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации;

б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ;

в) учредительные документы юридического лица (подлинники или нотариально заверенные копии);

г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное, равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;

д) документ об уплате государственной пошлины (с 01 июля размер государственной пошлины составляет 2000 рублей, т.е. увеличился для коммерческих организаций в зависимости от состава их учредителей в 10-20 раз).

Весьма примечательно, что Закон устанавливает запрет на требование регистрирующим органом иных документов, кроме вышеуказанных, и ИМНС этот запрет соблюдают.

В начальный период госрегистрации юридических лиц по новому закону ряд ИМНС отказывались принимать заявление на госрегистрацию и выдавать свидетельства о госрегистрации третьим лицам, действующим по нотариально заверенной доверенности от заявителя. Тем самым ограничивались предусмотренные законодательством права граждан, воздвигался дополнительный административный барьер, препятствующий в создании юридического лица в случаях, когда заявитель заболел, выехал в командировку, является инвалидом или по иным причинам не может лично явиться в ИМНС.

Однако, в конечном итоге справедливость восторжествовала. Заместитель Министра МНС РФ М.В. Мишустин в своем ответе на обращение гражданина Ильясова И.М. (письмо № 09-1-02/2396-АТ040 от 04.09.2002г.) разъяснил, что «В тех случаях, когда заявитель в силу обстоятельств не может непосредственно представить документы в регистрирующий орган, а направить по почте не желает в силу продолжительности доставки, в регистрирующий орган может обратиться третье лицо (курьер и др.) и представить документы на государственную регистрацию юридического лица…

Свидетельство о государственной регистрации может быть выдано непосредственно третьему лицу при условии наличия у него доверенности.»

Как и прописано в Законе, отказ в государственной регистрации допускается только в двух случаях:

а) непредставление определенных Законом необходимых для государственной регистрации документов;

б) представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган (например, представление в Октябрьскую ИМНС документов юридического лица, если его фактическое место нахождения, указанное в поданных документах, - в Ленинском районе г.Уфы).

Теперь - об ответственности заявителя и (или) юридического лица за неправомерные действия при госрегистрации.

Статья 25 Закона устанавливает, что за представление необходимых для включения в государственный реестр недостоверных сведений заявители и (или) юридического лица несут ответственность, установленную законодательством РФ. К категории таковых недостоверных сведений относится и содержащееся в заявлении о госрегистрации подтверждение заявителя о том, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством РФ требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для госрегистрации документах, заявлении о госрегистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в т.ч. оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент госрегистрации, и в установленных Законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица.

Как можно заметить из вышесказанного, чрезвычайно важное значение при создании юридического лица приобретает скрупулезное соблюдение всех требований законодательства, связанных с процедурой создания юридического лица данной организационно-правовой формы, что практически невозможно без привлечения квалифицированной юридической помощи.

Следует помнить и о том, что ИМНС вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений Закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер.

Однако, новым законом предусмотрена и ответственность регистрирующего органа: за необоснованный, т.е. не соответствующий основаниям, указанным в статье 23 Закона, отказ в госрегистрации, неосуществление госрегистрации в установленные сроки или иное нарушение порядка госрегистрации, должностные лица регистрирующих органов несут ответственность, установленную законодательством РФ. Кроме того, регистрирующий орган должен возместить ущерб, причиненный отказом в госрегистрации, уклонением от госрегистрации или нарушением порядка госрегистрации, допущенным по его вине.

В заключение, хочется отметить, что несмотря на отдельные недостатки Закон «О государственной регистрации юридических лиц» является заметной вехой в деле преодоления административных барьеров на пути развития предпринимательства.

Директор юридической фирмы

ООО «Фонд «АЯКС» по содействию

развитию предпринимательства»,

Зам. председателя Совета

Союза предпринимателей г.Уфы      

В.А. Вишневский

Наш адрес: 450098, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Российская, д. 96, (остановка транспорта “Глумилино” или “Горсовет”)

Наши телефоны: (347) 235-76-56, 235-75-11, 235-76-55, 235-75-36, факс (347) 235-76-55

E-mail: fondajks@mail.ru 

Templates Joomla 1.5