ПЛЮСЫ И МИНУСЫ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ

PDFПечатьE-mail

Комментирует специалист
Владимир Вишневский,
директор юридической фирмы ООО «Фонд «АЯКС»
по содействию развитию предпринимательства», 
заместитель председателя Совета Союза предпринимателей г.Уфы

Тридцатого июля 2002 года в «Российской газете» был опубликован Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в часть II Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства РФ о налогах и сборах» (в дальнейшем – закон).

            Именно этот закон с длинным и не очень понятным названием отныне вводит в Налоговый кодекс РФ специальные режимы налогообложения субъектов предпринимательской деятельности (как индивидуальных предпринимателей, так и юридических лиц). Закон долго и горячо обсуждался в средствах массовой информации, подвергался резкой критике, как со стороны налогового ведомства, так и предпринимателей. Попробуем проанализировать его слабые стороны с точки зрения предпринимателей.

            Следует кратко остановиться на структуре закона. Он содержит две новые главы Налогового кодекса РФ, определяющие два специальных режима налогообложения субъектов предпринимательской деятельности: главу 26/2 «Упрощенная система налогообложения» и главу 26/3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности». Ранее оба вышеупомянутых специальных режима налогообложения регулировались двумя отдельными федеральными законами и двумя законами Башкортостана, соответствующими федеральным.

            Предусмотренные новым законом специальные налоговые режимы вводятся в действие с 1 января 2003 года.

            Рассмотрим самые основные изменения, внесенные новым законом в упрощенную систему налогообложения.

            Во-первых, теперь воспользоваться упрощенной системой могут любые организации, не вошедшие в перечень из шестнадцати ограничений, установленных пунктом 3 статьи 346/12 налогового кодекса (далее – НК). Назовем наиболее общие условия для применения упрощенной системы. Средняя численность работников за налоговый (отчетный) период не должна превышать 100 человек (в прежнем законе – до 15 человек). Многие предприниматели вполне справедливо считают, что средняя численность должна была увеличиться в большей степени – хотя бы до 150-200 человек.

            Доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг) по итогам налогового (отчетного) периода (года) не должен превышать 15 млн.рублей (в прежнем законе – 100.000 МРОТ, или 10 млн.рублей.).

            Эта цифра (немного превышающая 470000 долларов США) с точки зрения предпринимателей явно занижена. Предлагалось включить в закон сумму от 100 млн.рублей и выше.

            Стоимость амортизируемого имущества, находящегося в собственности организации, не должна превышать 100 млн.рублей. Это совсем новое ограничение, которое явно не будет способствовать инвестициям субъектов малого предпринимательства на приобретение и обнуление собственных основных средств.

            «Доля непосредственного участия других организаций в предприятии, применяющем упрощенную систему, не должна превышать 25%.» Данное ограничение  не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда  - не менее 25%.

            «Организация не должна иметь филиалов и (или) представительств.» Ничем не оправданное ограничение, особенно в случае, если работники филиалов и (или) представительств входят в среднюю численность работников организации, которая не превышает 100 человек. Неясно, чем руководствовались законодатели, вводя такой запрет на территориальное расширение предпринимательства за счет создания успешно развивающейся организацией  своих филиалов (представительств) в других населенных пунктах (районах).

            Во-вторых, налогоплательщик сам сможет выбирать объект налогообложения: или доходы, или доходы, уменьшенные на величину расходов. (Ранее объект налогообложения определялся законодательным актом субъекта в составе РФ в соответствии с прежним федеральным законом. В Башкортостане объектом налогообложения были определены доходы или валовая выручка).

            Возможность выбора налогоплательщиком наиболее выгодного для него объекта налогообложения, исходя из специфики его хозяйственно-финансовой деятельности. Является, несомненно, положительным моментом.

            В-третьих, совершенно однозначно определены налоги, которые заменяются уплатой единого налога. В целом, столь конкретное указание налогов, которое не подлежит уплате, будет способствовать уменьшению числа налоговых сборов.

            Хочу отметить, что субъекты предпринимательской деятельности, применяющие упрощенную систему, должны по-прежнему уплачивать: транспортный налог, земельный, налог на рекламу, государственные пошлины, таможенные платежи, лицензионные сборы, иные налоги, платежи, сборы, не включенные новой главой НК в перечень налогов и сборов, заменяемых единым налогом.

            В-четвертых, изменены налоговые ставки, которые теперь составляют 6% (в прежнем законе – 10%) и доходы, уменьшенные на величину расходов, 15% (в прежнем законе – 30).

            Снижение налоговых ставок явно сыграет положительную роль в дальнейшем развитии малого бизнеса, хотя предпринимательские круги считают, что уменьшение ставок должно было стать более радикальным: например 3% и 10% соответственно.

            В-пятых, весьма выгодной для индивидуальных предпринимателей и организаций, избравших в качестве объекта налогообложения доходы (валовую выручку), является возможность уменьшить сумму единого налога на сумму страховых взносов на обязательное страхование, уплачиваемых за один и тот же период. Однако при этом сумма единого налога  не может быть уменьшена более чем на 50%.

            В-шестых, налогоплательщик, избравший в качестве налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уменьшает полученные доходы только на расходы, входящие в перечень (из 21 пункта), приведенный в пункте 1 статьи 346/16 НК. Кроме того, такой налогоплательщик обязан в любом случае (даже если его расходы превышают доходы) уплачивать минимальный единый налог в размере 1% налоговой базы, определенной в соответствии со статьей 346/15 НК. При этом налогоплательщик имеет право в следующие налоговые периоды включить сумму разницы между суммой уплаченного минимального налога и суммой фактического налога, начисленной в соответствии с НК (т.е. свой убыток), в расходы при начислении налоговой базы будущих периодов, в соответствии с положениями НК. Однако такой убыток не может уменьшать налоговую базу более чем на 30%; оставшаяся часть убытка может быть перенесена на следующие налоговые периоды (налоговый период в рассматриваемом случае составляет 1 год), но не более чем на 10 налоговых периодов.

            И, наконец, в-седьмых,  - о порядке и условиях начала  и прекращения применения упрощенной системы. Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают об этом заявление в налоговый орган – в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему. При этом организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за десять месяцев текущего года, которые не должны превышать 11 млн.рублей (без учета НДС и налога с продаж). Налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, может перейти на общий режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на общий режим налогообложения.

            В целом упрощенной системе налогообложения, введенной новым законом, можно дать весьма положительную оценку, отметив при этом необходимость внесения в него определенных изменений и дополнений, направленных на дальнейшее реальное снижение налогового бремени субъектов малого предпринимательства.

            В следующем материале я остановлюсь на основных положениях новой главы НК, определяющей систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Наш адрес: 450098, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Российская, д. 96, (остановка транспорта “Глумилино” или “Горсовет”)

Наши телефоны: (347) 235-76-56, 235-75-11, 235-76-55, 235-75-36, факс (347) 235-76-55

E-mail: fondajks@mail.ru 

Templates Joomla 1.5