ЕСЛИ БЫ Я СТАЛ ПРЕЗИДЕНТОМ РОССИИ «День сурка» для предпринимателей

PDFПечатьE-mail

Почему «плодотворная» деятельность чиновников не даёт плодов

Долгие годы предпринимательское сообщество бьется как рыба об лед, пытаясь донести до властных структур федерального, регионального и местного уровней свое подтвержденное многолетней практикой мнение о том, что необходимо срочно сделать и изменить в государстве для максимально быстрого создания глобальных и необратимых экономико-правовых механизмов, которые обеспечат стране уже в ближайшем будущем (в течение 10 — 15 лет) динамичное развитие и процветание.

Из года в год предприниматели озвучивают властям практически одни и те же предложения как стратегического, системного характера, так и совершенно конкретные, узкоспециальные в отраслевом, территориальном или иных аспектах.

И так же из года в год на каком-нибудь очередном мероприятии чиновники различных уровней вплоть до администрации Президента РФ проникновенно спрашивают предпринимателей: «Ну, что еще мы можем и должны сделать, чтобы помочь вам возвести на немыслимую высоту дело развития предпринимательства?». Внимательно выслушивают. Что-то записывают. Кому-то поручают. Категорически обещают содействие. И… через несколько месяцев, при почти нулевых результатах (немногочисленные положительные изменения половинчаты, второстепенны и направлены на устранение следствий, а не причин существующих в стране проблем), на новой встрече все повторяется, как в американском фильме «День сурка».

Такого рода «плодотворная» деятельность властей предержащих, направленная на развитие предпринимательства под флагом государственной поддержки, длится многие годы. Однако предложения стратегического, системного характера, требующие кардинальных изменений на федеральном уровне, так и не были приняты.

Считаю одной из важнейших задач Президента России на сегодня — незамедлительно предпринять действия, которые соответствуют представлению большинства россиян и всех разумных, добросовестных предпринимателей об эффективном, понятном и справедливом пути, ведущем к достижению как личного, семейного благополучия, так и к превращению России в успешную процветающую страну, населенную счастливыми людьми.

Исходя из этого представляю свои соображения о том, как, на мой взгляд, нам следует обустроить «Россию Предпринимательскую».

К проблемам общегосударственного масштаба, требующим принятия решений на федеральном уровне, считаю необходимым отнести следующее. Во-первых, в течение не более чем одного года определить (с привлечением предпринимательского сообщества) и утвердить федеральными законами неизменные перечни, устанавливающие просто и однозначно, без отсылочных норм виды деятельности, которые не имеют права осуществлять субъекты предпринимательской деятельности. Следует оставить самое минимальное количество видов.

Четко разделить разрешительные и контрольные функции между федеральными, региональными и муниципальными уровнями власти, чтобы предприниматель точно знал, у кого он должен получить то или иное разрешение и кто может его проверить.

Крайне необходимо прямо закрепить в одном из федеральных законов базовый принцип прогрессивных и автоматически уничтожающих коррупцию взаимоотношений власти и бизнеса: «В экономике разрешено все, что не запрещено законом!».

После этого необходимо привести все федеральное законодательство в соответствие с вышепредложенными новациями и объявить, как минимум, десятилетний мораторий на принятие любых новых законов, регулирующих предпринимательскую деятельность. Таким образом в России будут установлены простые, понятные, непротиворечивые и неизменяемые правила ведения бизнеса, которые даруют предпринимателям стабильность, прогнозируемость и возможность планировать свое развитие и инвестиции.

Следствием этого, в свою очередь, станет высвобождение сотен тысяч (если не миллионов) чиновников, которые сегодня, ничего не производя, занимаются бестолковой, ненужной работой, появится возможность их перевода в реальные секторы экономики, испытывающие недостаток в трудовых ресурсах.

Во-вторых, надо максимально сократить сложные и громоздкие, угнетающие всех предпринимателей и бессмысленные для большинства малых и средних предпринимателей учет и отчетность, отставив не более трех-пяти показателей, по которым надо будет отчитываться не чаще одного раза в год в составе одного-единственного отчета, представляемого в одну-единственную инстанцию.

По собственной необходимости любой субъект предпринимательства может вести свой внутренний учет и отчетность в том виде и объеме, в каком они ему действительно нужны.

При этом также произойдет высвобождение сотен тысяч (а возможно, и миллионов) бухгалтеров, экономистов, аудиторов, которые смогут переквалифицироваться и работать в сфере реальной экономики. Ну не нужна громадному числу «ИПэшников» дорогостоящая бухгалтерская служба! Все, что необходимо, он может посчитать сам, с помощью калькулятора за 200 рублей и четырех действий арифметики.

В-третьих, срочно провести реальную модернизацию чиновничьего корпуса всех уровней. Максимально (в десятки раз) сократить численность чиновников, поскольку после решения двух вышеописанных проблем будут глобально сокращены их разрешительные и контрольно-надзорные функции. Федеральным законом установить предельное нормативное количество чиновников каждого из уровней власти на десять тысяч граждан РФ. И это предельное количество не может быть превышено ни при каких условиях.

В разы, от трех до пяти раз, увеличить заработную плату оставшимся чиновникам, повысив меру их ответственности за добросовестное и разумное исполнение своих обязанностей и максимально ужесточить наказание (административное и уголовное) за допущенные нарушения.

Однозначно — понятно и непротиворечиво — определить каждому чиновнику его компетенцию, состоящую из ограниченного числа полномочий, самым жестким образом (вплоть до понижения в должности или увольнения) добиваясь, чтобы чиновник, с одной стороны, не превышал своих полномочий, а с другой — самостоятельно, не перекладывая на вышестоящих чиновников, в пределах времени, установленного нормативами, принимал обоснованное и справедливое решение по каждому вопросу, вынесенному на его рассмотрение. При этом чиновник обязан все положительные решения принимать самостоятельно, а на каждое отрицательное непременно получать письменное согласование вышестоящего руководителя, как это делается за рубежом.

В-четвертых, огромная проблема для развития предпринимательства и государства — существование в стране монополистической, неэффективной банковской системы. Она неправомерно, олигархически срослась с высшими органами власти и государственными структурами, тормозит развитие предпринимательства, облагает бизнес непомерными расценками на свои некачественные услуги и неоправданно завышенными размерами ставок банковских кредитов.

Для разрешения этой проблемы придется полностью реформировать российское банковское законодательство; прекратить неправомерное крышевание банков и лоббирование их интересов со стороны государства; обеспечить российский рынок банковских услуг условиями для здоровой рыночной конкуренции, допустив на этот рынок все те иностранные банки, которые хотят работать в России.

В-пятых, надо установить, что предусмотренный законодательством специальный налоговый режим в виде патента вправе использовать добровольно, исключительно по собственному усмотрению все субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие все существующие на сегодня виды деятельности, при условии, что их совокупная годовая выручка от реализации товаров, работ, услуг и численность работников не превышают размеров, установленных законодательством. Считаю, что выручка для них должна быть не менее 120 млн рублей в год.

При этом разумные и справедливые размеры патентных платежей по всем существующим видам предпринимательской деятельности должны определяться методом экспертной оценки с обязательным привлечением предпринимательского сообщества и учетом его мнений. Эта мера также будет способствовать повышению степени свободы бизнеса и обеспечению реальных секторов экономики дополнительными трудовыми ресурсами (за счет высвобождения бухгалтеров, экономистов, налоговых консультантов и других оставшихся не у дел спецов).

Анализ существующих сегодня факторов, оказывающих негативное влияние на развитие малого и среднего предпринимательства, выявляет ряд крупных проблем, разрешение которых, я считаю, Президенту необходимо осуществить в первоочередном, срочном порядке.

Их насчитывается четыре. Это отсутствие реальной заинтересованности большинства органов местного самоуправления, а также региональных и федеральных министерств и ведомств в развитии малого и среднего предпринимательства.

Кроме того — сложившаяся система административных барьеров, препятствующих осуществлению предпринимательской деятельности, в первую очередь в сфере земельно-имущественных отношений, а также при оформлении аренды и получении различного рода разрешений и согласований.

Сложившаяся в государстве налоговая система, мягко говоря, не способствует развитию предпринимательства и экономическому росту в России и ее регионах.

В субъектах федерации и муниципальных образованиях отсутствует система регулярного, хотя бы ежемесячного, получения и анализа полной и достоверной информации о социально-экономическом, ресурсном и ином состоянии территорий, что необходимо для принятия органами власти обоснованных социально-экономических, хозяйственно-финансовых, иных решений, а также для принятия предпринимателями решений о создании и развитии бизнеса.

Считаю, что быстрая практическая реализация представленных предложений приведет к оздоровлению экономики и социальной сферы России, повышению благополучия всех россиян.

Владимир ВИШНЕВСКИЙ, директор юридической компании ООО «Фонд «АЯКС», председатель Башкирской республиканской ассоциации юридических компаний.

28.09.11

Наш адрес: 450098, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Российская, д. 96, (остановка транспорта “Глумилино” или “Горсовет”)

Наши телефоны: (347) 235-76-56, 235-75-11, 235-76-55, 235-75-36, факс (347) 235-76-55

E-mail: fondajks@mail.ru 

Templates Joomla 1.5